Автобудущее: сиденье, следящее за состоянием здоровья водителя, и другие необычные вещи
Автомобильная безопасность отмечает своеобразный юбилей — ровно 35 лет назад, в 1979 году, был проведён первый независимый краш-тест. Тогда «искусственную аварию» подстроили специалисты американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA). И это стало настоящей революцией! Автопроизводители всерьёз занялись вопросом поведения машины во время аварий. Следующий переворот случился через 18 лет: краш-тесты Euro NCAP спровоцировали новый виток борьбы за жизнь людей. Что нас ожидает в обозримом будущем?
Уже через несколько лет автомобили...
...будут оберегать женщин
Сегодня евронкаповские краш-тесты «заточены» под манекены взрослых мужчин. И, как оказалось, когда на кресле сидит девушка, системы безопасности работают не столь эффективно — сильно вытягиваясь (это сделано, чтобы не травмировать грудную клетку), ремень позволяет невысокому хрупкому седоку как следует «разогнаться» и приложиться головой об руль. Или вообще «поднырнуть» под ремень. Говорят, что как только специалисты Euro NCAP получили данную информацию, тут же решили на место переднего пассажира сажать манекен-женщину — новая методика начнёт применяться через год.
...научатся предотвращать аварии и парковаться
В первую очередь, будут развиваться системы автоматического торможения. Сейчас в большинстве случаев такие ассистенты готовы предотвратить столкновение при скорости автомобиля до 15 км/ч, а следующее поколение помощников будет работать на скоростях до 60 км/ч! И под препятствием будет подразумеваться не только стоящий автомобиль, но даже внезапно появившийся на дороге пешеход. Увидит система и снижение скорости дорожного потока, которое человек замечает не всегда, отчего случаются «аварии-паровозики» из десятка машин.
Будущее именно за этим: автомобиль сможет самостоятельно объезжать препятствия, если водитель вовремя не отреагирует.
Чтобы реализовать данную систему, в конструкцию автомобиля инженеры включили радары дальнего и ближнего действия, а также камеру переднего вида.
При этом автомобиль научат не только тормозить, но и объезжать препятствия! Машина, ориентируясь по данным от радаров, ультразвуковых сенсоров и камеры сканирования дороги, оценит, не помешает ли такой манёвр другим участникам движения. В этом плане электроника гораздо умнее, нежели среднестатистический водитель: в 100 случаях из 100 электронный помощник умело объезжал препятствие. А вот водителей, которые пытались маневрировать, чтобы избежать столкновения, набралась только треть, остальные же 70% автомобилистов просто жали на педаль тормоза...
Должно уменьшиться и количество нелепых аварий на парковках. Будущее парковочных ассистентов инженеры видят таким. Машина на скорости до 30 км/ч проезжает по улице и выбирает место, где можно припарковаться — хоть параллельно, хоть диагонально, хоть перпендикулярно. А водителю останется лишь включить нейтральную передачу и наблюдать, как автомобиль заезжает на выбранное место. Можно и не наблюдать! Со временем появятся приложения для смартфонов, которые позволят запускать процесс автоматической парковки снаружи. То есть пассажиры заранее выйдут из машины, а она сможет встать буквально «впритирку».
Сейчас главной проблемой автопроизводителей стали пешеходы. Последние норовят прыгнуть под колеса в самый неподходящий момент — например, в Японии именно гибель пешеходов вышла на первое место среди «фатальных» ДТП (на них приходится аж 37% смертей, причем почти половина погибших — это люди старше 65 лет). Поэтому все производители работают над системами, которые следят за пешеходами и сами тормозят. А Toyota предлагает пойти дальше и начать в будущем выпуск помощника, который умеет не только автоматически тормозить, но и сами поворачивать при появлении пешехода перед автомобилем. Пока всего на 70 см, но по статистике очень часто именно этих сантиметров и не хватает.
И поверьте, эти системы появятся массово! Потому что без системы автоторможения, например, будет невозможно получить заветные «пять звёзд» Euro NCAP: с 2016 года за наличие такого помощника начнут начислять дополнительные баллы (правда, перед этим «электронный водитель» должен будет доказать свою работоспособность, пройдя специальный тест). Не за горами и внедрение автоматов-парковщиков. С учётом массового перехода автопрома на электроусилители и коробки-автоматы, технически реализовать такую опцию нетрудно.
...смогут контролировать здоровье водителя
Европа стремительно стареет: к 2025 году четверть населения Старого Света будет старше 65 лет! Так что автомобильным компаниям приходится придумывать новые опции, которые бы облегчили пользование машиной для пожилых водителей. Одна из последних подобных разработок — сиденье, следящее за состоянием здоровья пассажиров. Идею умного кресла предложила компания Ford, а реализовать её помогают инженеры Рейнско-Вестфальского технического университета.
Один из вариантов работы «автомобильной медсестры»: при проблемах с сердцем или содержанием сахара в крови бортовая электроника самостоятельно активирует системы автоторможения и удержания машины в рамках заданной полосы, а если ситуация совсем плоха — припаркует автомобиль на обочине без участия водителя и отправит сообщение в службу спасения
Работать «автомобильная медсестра» будет так: в сиденье встроены 6 сенсоров для распознавания сердечных импульсов, которые передают информацию бортовому компьютеру. Последний оценит показатели и сможет распознать проблемы сердечнососудистой системы, например, сердечный приступ, а также выявит симптомы других заболеваний вроде повышенного (или пониженного) артериального давления. Отметим, что машина, заметив серьёзные проблемы со здоровьем водителя, сможет не только набрать номер «скорой помощи», но и включит «аварийку», и ограничит скорость.
Отдельная «фишка» фордовской «автомедсестры» — возможность передачи данных лечащему врачу. То есть вместо регулярного посещения больницы составление кардиограммы можно будет доверить автомобилю! А доктор, просмотрев показатели, даст определённые рекомендации или даже выведет на экран «магнитолы» приглашение посетить клинику.
Оснащать свои модели мониторами уровня сахара Ford не планирует, но предлагает следующее: бортовой компьютер машины подключится через Bluetooth к глюкометру и выводит показатели на экран мультимедийной системы. При отклонении показателей от нормальных раздастся звуковой сигнал, на экране появится соответствующее предупреждение, а если пациент совсем плох, электронный помощник даже сможет вызвать медиков! В серийные машины данную систему можно внедрить хоть сейчас — технологии позволяют.
...будут общаться через «социальные сети»
И, конечно, скоро для автомобилей создадут свои «социальные сети». Транспортные средства будут общаться друг с другом об особенностях дорожного движения. Нет ли за «слепым» поворотом сломавшегося грузовика? Через сколько километров дорожные рабочие кладут новый асфальт, и начинается пробка? Обо всём этом остальным машинам «расскажет» первый проехавший по этой трассе автомобиль. Причём от водителя не потребуется никаких действий — не нужно писать сообщений, нажимать кнопки: все важные моменты электроника подметит и передаст сама.
Скорее всего, первыми из так называемых «автомобильных соцсетей» на серийных автомобилях появятся электронные стоп-сигналы — то есть машина будет просто заранее предупреждать водителя об опасности
Эксперты предполагают, что это позволит резко снизить количество аварий, особенно в плохую погоду или в условиях тумана. Другая полезная функция системы — это решение проблемы дорожных заторов, поскольку навигаторы будут точно знать, с какой скоростью едут машины на разных улицах. В США власти уже сейчас всерьёз подумывают обязать автопроизводителей сделать данную опцию обязательной. Но, скорее всего, массовое внедрение V2V (такое кодовое название имеет система) состоится не раньше 2019 года.
По материалам Авто@mail.ru